Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Правовое государство, к которому стремится Россия, – это достижение последних столетий, продукт нового времени. Та или иная форма демократии была и развивалась некоторое время, скажем, в полисах Древней Греции или у нас – в Новгороде, в Запорожской Сечи и т.д. Но правового государства и там не было. Во всех важнейших мировых центрах цивилизации ни древность, ни средние века не знали правового государства, хотя проблемы управления (а следовательно, учета и контроля) в любом государстве этих цивилизаций играли определенную, порой даже очень заметную роль.
Антиправовое государство – это государство, которое современные идеологи именуют тоталитарным, авторитарным, полицейским, бюрократическим и т.д. Соответственную фискальную (тоталитарную, авторитарную и т.д.) окраску должны иметь и любые контрольные органы антиправового государства. Личность, общество и народ противопоставлены такому государству как политическому аппарату власти. Они отчуждены от него: там нет граждан, преумножающих своей деятельностью могущество государства, но там есть только подданные, обязанные с той же благородной целью отдавать ему налоги. А в основе правового государства лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами, функции контроля существенно видоизменяются, независимый контроль должен защищать эти права, прежде всего права собственников. А государство рассматривается лишь как форма гражданского общества.
Такая инверсия, перестановка приоритетов во всех областях жизни, производства и управления, естественно, видоизменяет взаимоотношения личности и государственной власти. В условиях правового государства эти взаимоотношения (включающие и контроль как функцию управления) принципиально иные, нежели в авторитарном государстве.
Чтобы понять глубинную сущность правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик. Среди них – связанность государства правом, разделение властей, наличие Конституции, наличие определенной системы принципов (в том числе учета и контроля), институтов и норм.
Не будет верным и утверждение, что правовое государство характеризуется абсолютным законопослушанием всех граждан (от хлебороба или коммерсанта до верховного правителя, «гаранта Конституций»), а также обилием законодательных актов или указов президента. И то, и другое, и третье - скорее всего признаки не правового, а бюрократического государства, через различные формы которого прошли практически все западные страны. (Хотя известна и точка зрения о России как о государстве, которое бессмертно, поскольку из века в век отличалось не только плохими законами, но и плохим их исполнением.)
Сущность государства правового – не в обилии, а именно в характере законов. Действующие законы должны соответствовать правовой природе вещей и быть направлены на обеспечение суверенитета личности, а не всевластия государства. По этой концепции государство тем сильнее, чем крепче благосостояние его граждан, чем лучше соблюдаются их права и свободы, но не наоборот.
Прежде всего (и это – главный тезис!) правовое государство должно стремиться к сочетанию общечеловеческих и классовых интересов. А в основе правового государства должны находиться правовая экономика и развитое гражданское общество.
Понятно, что мгновенное достижение такой двуединой цели в России как в бывшей авторитарной стране, обладающей колоссальной территорией и различными этническими векторами, экономическими, геополитическими, идеологическими и иными интересами, в принципе невозможно. Необходима переориентация сознания граждан (не обремененных нынешними неразрешимыми социальными проблемами) на всех уровнях и срезах общества. Нужны радикальное избавление от нынешнего правового нигилизма, целостная и выверенная система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидуумов. А для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов они должны иметь и необходимость, и право объединяться в ассоциации, союзы, корпорации и т.д. Например, представители нашей профессии должны, очевидно, отстаивать свои корпоративные интересы через региональные палаты и Аудиторскую палату России, если они будут состоять из профессиональных аудиторов, научных работников и преподавателей экономических и юридических дисциплин в вузах.
Развитое гражданское общество при наличии правовой экономики строится на принципах самоуправляемости и самоконтроля. Это тоже весьма важные принципы, и их должны отстаивать аудиторы, а также их многочисленные клиенты.
Таким образом, наличие правовой экономики и гражданского общества (поступательное движение к ним в России – пусть непоследовательное, с отклонениями, но все же наметилось) подразумевает не только известную степень политической свободы индивидуумов, но и экономическую независимость человека от властных структур, его возможность получать доход не только из рук государства.
Весьма важно и то, что принципы самоуправляемости и самоконтроля должны быть защищены не только традициями, обычаями, моральными нормами, но и правом вмешательства государства. Вся совокупность многочисленных независимых союзов, институтов и организаций должна служить барьером против монополизма и посягательств государственных органов, бюрократического аппарата.
В основе правовой экономики лежит хорошо известный всем нам принцип «от каждого по способностям – каждому по труду», но в его первоначальном, неискаженном виде. Этот принцип не должен приводить к «уравниловке», а также к созданию привилегированного правящего класса партноменклатуры и бюрократии, а должен служить социально-правовым средством регулирования труда и потребления. А важнейшие результаты такого регулирования должен отражать в своей бухгалтерской отчетности любой экономический субъект и должен подтверждать или опровергать на основе проверок этой отчетности независимый аудитор.
В России рубежа второго и третьего тысячелетий предпринимается попытка восстановления правовых принципов в экономике. С этой целью возрождается ряд свобод, которыми должны научиться пользоваться любые экономические субъекты, включая аудиторов.
1.Открывается возможность для развития различных видов и форм собственности. Для аудиторских фирм, впрочем, введено ограничение на такую организационно-правовую форму, как открытые акционерные общества, однако в целом это не противоречит практике многих западных государств.
2. Осуществляется замена юридического фундамента хозяйствования (административное право все в большей степени уступает праву гражданскому, основанному не на приказах, а на договорах, т.е. на равенстве сторон). Это одно из важнейших отличий аудита от ревизии.
3.Для проверяемых экономических субъектов становится главным принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Впрочем, для аудиторов ввиду особенностей их профессии необходимо еще и соблюдение, определенных морально-этических норм и принципов, которые не могут быть закреплены в законодательном порядке.
4. Предпринимаются попытки законодательного обеспечения эквивалентного характера обменных операций. Разумеется, ни о каком принципе эквивалентности не может быть и речи в предусмотренных законами взаимоотношениях проверяемых экономических субъектов с бюджетом и внебюджетными фондами, но это и не обменные операции.
5.Обеспечивается потенциальная возможность утверждения равноправия и добросовестности в выборе партнера, т.е. вертикальные связи все в большей степени заменяются горизонтальными. Одно из важнейших отличий аудита от ревизии, кстати, состоит и в том, что обе стороны (аудитор и его клиент) вправе выбирать друг друга.
6.Законодатель стремится не ограничивать инициативу и предприимчивость. А ограничения, налагаемые им на аудиторов по отношению к их клиентам, должны вытекать только из специфики выполняемой аудиторами функции засвидетельствования, т.е. такие ограничения уместны лишь там, где их отсутствие может обернуться утерей аудитором своей независимости.
Некоторые наиболее важные с нашей точки зрения аспекты перечисленных процессов возрождения свободы предпринимательства, а также контроля различных экономических субъектов со стороны независимых аудиторов рассмотрены в данной главе. Однако вначале выделим главные признаки правового государства, к созданию которого должны стремиться и общество в целом, и любые экономические субъекты, и их независимые аудиторы.
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Это – первый и важнейший принцип. Однако новые нормативные положения, регламентирующие организацию и методологию бухгалтерского учета и аудита, по нашему мнению, должны не только базироваться на законах, но и включать в себя:
а) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (принят в 1996 г.) и отсутствующие пока законы «О контроле» (уже принят в некоторых странах СНГ), а также «Об аудиторской деятельности»;
б) российские стандарты учета и нормативы аудита (начинают разрабатываться к концу 90-х гг.) ;
в) план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, рекомендуемый для применения на территории Российской Федерации;
г) положение о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли и учете других налогооблагаемых показателей, утверждаемое Министерством финансов Российской Федерации.
2. Деятельность органов правового государства должна базироваться на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Представителям нашей профессии в этой связи важно научиться лоббировать принятие более цивилизованного законодательства в области учета и аудита, в том числе и обеспечивающего реальную, а не номинальную независимость аудиторов от исполнительных и судебно-правоохранительных органов.
3. Взаимная ответственность личности и государства. Сюда же, очевидно, следует отнести и преодоление правового нигилизма в массовом сознании, а также в сознании должностных лиц, которые обязаны нести персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Однако вопросы ответственности государства в лице его высших должностных лиц по отношению к аудиторам и их многочисленным клиентам пока практически не разработаны (вплоть до фактов введения в 90-х гг. новых налоговых условий с обратным сроком действия, налоговых «чрезвычаек» и т.д.). А вот повышенная ответственность отечественных независимых аудиторов за неадекватное выполнение функции засвидетельствования уже предусмотрена, в том числе и в области хозяйственных, и инвестиционных процессов, где очень много злоупотреблений, связанных с процессом первоначального накопления капитала.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; появление действенной способности противостоять произволу. Это касается и аудиторов, и их клиентов. Так, аудиторы имеют много обязанностей, несут ответственность перед государством, а реальные права отечественных аудиторов пока сводятся к тому, что они могут жаловаться на действия контролирующих органов, но могут и не жаловаться. А ведь во многом трудности аудита объясняются противоречиями в самом законодательстве.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся:
а) в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках Конституции;
б) в наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;
г) в разграничении партийных и государственных функций;
д) в выработке высокой политико-правовой грамотности. Все это – общие положения, и пока они не противоречат интересам представителей нашей профессии, кроме тех щекотливых ситуаций, при которых из учетных данных определенных банков или финансово-промышленных групп вытекает неправомерное, чрезмерное финансирование различных партий и их лидеров.
6. Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе и в области производственно-коммерческой деятельности, бухгалтерского учета и аудита:
а)трактовка права, действующих принципов бухгалтерского учета и аудита как продукта властно-принудительного нормотворчества; преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, в особенности тогда, когда подзаконные акты противоречат законам, законы – Гражданскому и Уголовному кодексу, а очередные указы - всем им, вместе взятым, вкупе с Конституцией;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства: и клиенты, и аудиторы должны подчиняться требованиям действующего законодательства, однако никто не вправе запретить им бороться легальными методами с теми его положениями, которые нуждаются в обновлении или отмене;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм (например, в области хозяйственных и инвестиционных процессов, в работе предпринимателей, их бухгалтеров и аудиторов);
г) выход отечественной юридической науки из самоизоляции и использование лучших достижений национального права процветающих государств.
7. Стабильность законности и правопорядка в обществе. Современная нестабильность законности и правопорядка накладывается на жесточайший экономический кризис, и она становится одним из главных тупиков реформ; в частности, она еще больше увеличивает предпринимательский и аудиторский риск.
Считается, что в России рубежа второго и третьего тысячелетий, отброшенной на 400 лет назад по своей территории и примерно на 40 лет по своему научно-промышленному потенциалу, осуществляется первый этап становления и развития правового гражданского общества. Цели – становление рыночной экономики, цивилизованного предпринимательства, выражение человеком своего духовно-творческого потенциала, социальная защищенность граждан. Это еще и достижение свободы средств массовой информации (в том числе и для оппозиции).
Где это уместно, для успешного прохождения страной первого этапа правового гражданского общества аудиторы должны осуществлять функцию засвидетельствования. На противоречивом опыте уже осуществляющихся реформ ясно видно, что аудиторы действительно и могут, и должны способствовать плодотворному прохождению Россией первого этапа развития правового гражданского общества. Но, к сожалению, уже можно констатировать и то, что важнейшие задачи экономической политики государства на этом первом этапе – это уже не задачи обеспечения экономического роста, а более элементарные, но и более насущные задачи. Среди них - задача ликвидации последствий нынешней национально-государственной катастрофы, задача восстановления экономики на основе дедолларизации страны и др.
Второй этап – это утверждение правовой рыночной экономики (возможно, даже с особой отраслью учетно-аудиторского права), различных форм предпринимательства, обеспечение стабильного экономического роста и социальной защищенности граждан, наличие подлинной гласности, свободной деятельности средств массовой информации. При этом предполагается, что нынешняя гражданская война в России (и «холодная», и «горячая») придет к своему логическому окончанию, и что завуалированные грабежи реального сектора экономики прекратятся, а саморегуляторы рыночной экономики (в том числе и аудит как средство обратной связи) на деле обеспечат плодотворное и эффективное предпринимательство, социальную защиту населения, позволят реально окрепнуть государству.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!