Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Договор и другие основания проведения аудиторской проверки »

/ Аудит
Конспект, 

Оглавление

Сущность аудита как независимой вневедомственной фор­мы контроля определяет порядок его организации на договор­ных началах между экономическим субъектом и аудитором или аудиторской фирмой. Вместе с тем, как было отмечено, орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, про­курор, суд и арбитражный суд вправе дать аудитору или ауди­торской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указан­ных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного или гражданского дела.

    Таким образом, в качестве юридических фактов, порож­дающих между указанными субъектами правоотношение, объ­ектом которого станет аудиторская проверка, может быть как договор, так и поручение соответствующих правоохранитель­ных органов.

    Договор – основание возникновения правоотношения меж­ду заказчиком и аудитором (аудиторской фирмой).

    ГК РФ в гл. 39 предусматривает договор а возмездного оказа­ния услуг. Этот договор впервые в отечественном правотворчестве выделен как самостоятельный вид договора из группы подрядных договоров. Ему посвящается всем пять статей в гл. 39 ГК РФ, которых явно недостаточно для регулирования рассматриваемых отношений. Поэтому законодатель в ст. 783 ГК РФ устанавливает возможность применения к отноше­ниям по возмездному оказанию услуг общих положений о под­ряде и положений о бытовом подряде, если это не противоре­чит гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездном оказания услуг.

    Перечень услуг, данный в п. 7 ст. 779 ГК РФ не является исчерпывающим, но очевидно, что и перечисленные услуги – связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные неоднородны по своему характеру и нуждаются в самостоятельном регулировании.1

    Правовая природа договора прежде всего определяется по предмету. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать оп­ределенные действия или осуществить определенную деятель­ность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Таким обра­зом, предметом договора являются определенные действия или деятельность, но не результат этой деятельности, имеющий овеществленное выражение, как в договоре подряда.

    Аудиторская деятельность, выражающаяся в действиях по финансовой проверке, сама по себе вряд ли может представ­лять услугу, которую оплачивает заказчик. Эту деятельность нельзя поставить в один ряд с другими, перечисленными в ст. 779 ГК, например, медицинскими услугами, услугами по обу­чению, ибо для заказчика аудиторской проверки важен ее ре­зультат в виде аудиторского заключения, которое можно при­знать продуктом интеллектуальной деятельности, осуществленной аудиторами.

    Временные правила в ст. 18 определяют обязательные со­ставные части этого заключения и содержание каждой из этих частей.

    Это приводит к выводу о том, что предметом договора на проведение аудиторской проверки является заключение аудитора как результат его действий по осуществлению проверки и на этом основании к регулированию договора о проведении ауди­торской проверки применимы не только правила гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, но и в соответствии со ст. 783 ГК РФ – правила о договоре подряда. В дальнейшем же оче­видна потребность в выделении самостоятельного регулирова­ния этого договора.

    Договоры по оказанию консультативных услуг, по оказанию помощи в постановке бухгалтерского учета и других, преду­смотренных ст. 9 Временных правил, безусловно в чистом виде относятся к категории договоров о возмездном оказании услуг.

    До принятия Закона об аудиторской деятельности на прак­тике возникают трудности в связи с различием норм ГК РФ и временных правил по отдельным позициям.

    В договоре на проведение аудиторской проверки стороны свободны в выборе партнеров. Однако Временными правилами установлено, что аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственника­ми, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответ­ственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчет­ности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими фирмами: в отношении экономических субъектов, являющихся их уч­редителями, собственниками, акционерами, кредиторами, стра­ховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами; в отношении экономических субъектов, являющихся их до­черними предприятиями, филиалами (отделениями) и предста­вительствами или имеющих в своем капитале долю этих ауди­торских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансо­вой отчетности.

    Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, то договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта заказчика обстоятельств, исключаю­щих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расхо­ды, понесенные им в связи с заключением договора с аудито­ром (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуще­ствление аудиторской деятельности.

    Эти правила соответствуют ст. 780 ГК РФ, связывающей оказание услуг с личностью исполнителя, его профессионализ­мом, другими личностными данными.

    Цены в договоре о проведении аудиторской проверки опре­деляется по соглашению сторон в договоре. В настоящее время действуют прейскуранты, тарифы на выполнение аудиторских услуг. В договоре определяются порядок оплаты выполненной работы, а также порядок изменения оплаты в случае изменения объема работы или возникновения других обстоятельств, влияющих на содержание работы аудитора. Срок проведения проверка также определяется соглашением сторон. Применяя общие нормы, регулирующие договор под­ряда (ст. 708 ГК РФ)1, следует указывать начальный и конечный сроки проведения проверки.

    По согласованию между сторонами по необходимости при крупном объеме работы по проверке в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы(промежуточные сроки). За нарушение как начального и конеч­ного, так и промежуточных сроков выполнения работ аудитор несет ответственность, если иного не предусмотрено догово­ром. В договоре целесообразно предусмотреть возможность из­менения сроков и порядок этих изменений.

    При проведении аудиторских проверок по поручению госу­дарственных органов срок, как правило, не должен превышать двух месяцев.

    Форма договора всегда письменная.

    Содержание договора составляют права и обязанности сторон. Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность, основные показатели которой определены Законом о бухгалтерском учете. Цель аудиторской проверки – установить достоверность бухгалтер­ской отчетности, соответствие финансовых и хозяйственных операций, проверяемого экономического субъекта действую­щим нормативным актам.

    Независимость и объективность аудиторской проверки и со­ставления на этой основе заключения обеспечиваются тем, что аудиторы имеют право самостоятельно определять формы и методы проверки, а также конкретные условия договора. Аудитор имеет право проверять в полном объеме необходимую документацию, наличие денежных сумм, материальных ценностей, ценных бумаг, получать разъяснения, необходимую информацию от третьих лиц в целях полноты проводимой проверки.

    В случае препятствий в получении этих материалов аудитор может расторгнуть договор, отказаться от проведения аудитор­ской проверки.

    Аудитор, что характерно для подрядных договоров, может привлекать на договорной основе к проведению аудиторской проверки других аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах.

    При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудитор­ской фирмы, в которой они работают.

    Наряду с правомочиями аудиторы (аудиторская фирма) как и какая сторона в договоре имеют и обязанности. Прежде всего это относится к качеству проводимой работы, неукоснительному соблюдению законодательства в процессе проведения проверки. Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) проверяемого субъекта за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Феде­рации.

    Аудиторы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведе­ний в целях предпринимательской деятельности.

    Ст. 202 Уголовного кодекса Российской Федерации преду­сматривает ответственность частных аудиторов – физических лиц в случае использования своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и за­конным интересам общества или государства.1

    Эти действия влекут штраф в размере от 500 до 800 мини­мальных размеров оплаты труда или в размере заработной пла­ты, или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права зани­мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    В процессе проведения проверки проверенный экономиче­ский субъект имеет право получать от аудитора исчерпываю­щую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сто­рон, а после ознакомления с заключением аудитора – о нор­мативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора.

    Итогом проведения аудиторской проверки является заключе­ние, которое должно состоять из трех частей – вводной, анали­тической и итоговой. Вводная часть содержит информацию об аудиторе; в аналитической указываются факты существенных нарушений ведения бухгалтерского учета и составления финан­совой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также на­рушения законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников данного экономического субъ­екта, государства и третьих лиц; итоговая часть должна подтвер­ждать достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    В случае, если экономическим субъектом – заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, со­ставлении соответствующей отчетности и соблюдении законо­дательства Российской Федерации, в итоговой части аудитор­ского заключения делается запись о невозможности подтвер­ждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Заключение по результатам аудиторской проверки не явля­ется официальным документом для налоговых и других госу­дарственных органов. В юриспруденции существует единое мнение о том, что аудитор не обязан сообщать налоговой по­лиции и другим правоохранительным органам о выявленных им в процессе проверки нарушениях законодательства со сто­роны заказчика, даже если они граничат с преступными деяниями. Никакой уголовной ответственности за недоносительст­во, как это утверждается некоторыми экономистами, аудитор не несет.

    Исходя из сути аудита, стороны должны быть заинтересова­ны в его объективности. Заключение по аудиторской проверке может быть основанием для проведения мероприятий по укре­плению финансовой дисциплины организации-заказчика.

    Однако если при получении заключения заказчик обнару­живает отступления от договора в процессе проведения про­верки, которые повлияли на итоговую часть аудиторского за­ключения, то он обязан немедленно заявить об этом исполни­телю договора – аудитору и зафиксировать это в акте или ином подобном документе, чтобы в дальнейшем иметь возможность ссылаться на выявленные недостатки. В том случае, если ис­полнитель не согласен с предъявленными замечаниями и тре­бованием их устранения в соответствии с Временными прави­лами, спор подлежит рассмотрению в ином порядке.

    Качество выполненной работы, которая материализируется в форме заключения аудитора, может быть оценена только профессионалами не менее высокого уровня, чем аудиторы, осу­ществлявшие проверку. Специфика данного вида услуг заклю­чается в том, что сам заказчик не всегда может дать объектив­ную оценку выполненной работы. В связи с этим и процедура установления вины исполнителя отличается от общих правил, действующих в договоре подряда.

    В соответствии с п. 15 Временных правил заказчик может обратиться в орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, который может назначить проверку качества аудиторского заключения. Такая проверка может быть проведена по инициативе самою органа либо по предложению прокурора.

    Если при проверке качества аудиторского заключения мо­жет быть сделан вывод о неквалифицированной проверке, при­ведшей к убыткам для заказчика, то в этом случае на основа­нии решения суда или арбитражного суда по иску органа, вы­давшего лицензию, могут быть взысканы в соответствии с п. 15 Временных правил понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки, штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации в сумме 100-кратного размера установленной законом мини­мальной оплаты труда – с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера, установленной законом минимальной оплаты труда – с ауди­торской фирмы.

    Совершенно очевидно, что данные санкции гораздо более жесткие, чем предусмотренные нормами ГК РФ об ответствен­ности за нарушение качества в договоре подряда.

    Естественно, при применении установленных Временными правилами санкций должно быть, доказано наличие убытков, причинная связь между ними и некачественным заключением, а также то, в чем выразилась не квалифицированность проведе­ния проверки: в неиспользовании или нарушении общеприня­тых аудиторских стандартов, неполноте проверок по отдельным позициям и т.п.

    В договоре на проведение аудиторской проверки целесооб­разно предусматривать распределение рисков между заказчиком и подрядчиком. В противном случае могут быть применимы пра­вила ст. 781 ГК РФ о том, что в случае невозможности испол­нения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически поне­сенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Особенностью рассматриваемого договора является воз­можность одностороннего отказа от исполнения договора как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя (ст. 782 ГК РФ). Односторонний отказ не обусловлен виной контр­агента, поэтому влечет соответствующее возмещение. Заказчик при одностороннем отказе оплачивает исполнителю фактиче­ски понесенные им расходы, а исполнитель при односторон­нем отказе – полностью возмещает заказчику убытки.

    Ответственность сторон по договору о проведении ауди­торской проверки должна быть определена самими сторонами по ее основаниям и объему.

    Представляется, что таким основанием является просрочка исполнения договора со стороны исполнителя, а также несвоевременная передача необходимой документации в распоряже­ние аудитора со стороны заказчика.

    За некоторые нарушения со стороны заказчика и исполни­теля ответственность до принятия Закона об аудиторской дея­тельности предусмотрена временными правилами, например ответственность за качество выполненной работы.

    Также временными правилами предусмотрена ответствен­ность аудитора за выявленное после заключения договора умышленное сокрытие от заказчика обстоятельств, исключаю­щих возможность проведения аудиторской проверки в силу п.11. Временных правил, которые имеют целью предотвратить необъективность проведения аудиторской проверки. В этом случае заказчику возмещаются за счет аудитора все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.



1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410

1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410

1 Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!