За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
До принятия Временных правил аудиторская деятельность в бывшем СССР, а затем в Российской Федерации развивалась усилиями энтузиастов этого дела, практически без какого бы то ни было государственного регулирования. В лучшем случае аудиторы обеспечивали себе общественное регулирование со стороны таких же профессионалов (например, через созданные ими же региональные палаты аудиторов). При этом они ориентировались либо на собственный производственный опыт, здравый смысл и интуицию, либо на них же плюс (если для фирмы это доступно и возможно) на зарубежные стандарты бухгалтерского учета и аудита, поскольку отечественных просто не существовало до последнего времени (первые одиннадцать правил, именуемых стандартами, были одобрены Комиссией только в 1996 г.1).
В соответствии с действующим законодательством финансовый контроль - прерогатива не только аудиторов. Например, контроль за поступлением денег в бюджет - это тоже часть финансового контроля, но в составе налоговой ВЧК, образованной в конце 1996 г., нет ни одного аудитора.
Помимо Минфина Российской Федерации (а также таких структур, как МВД, ФСБ, Прокуратура и Минюст) отдельные функции финансового контроля выполняют и другие органы (государственные службы). Среди них – Госналогслужба, Росстрахнадзор, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Госалкогольслужба, Государственный таможенный комитет. Департамент налоговой полиции, Счетная палата и др. Кроме того, учрежден и существует финансовый контроль за соответствующими хозяйственными платежами в разветвляющуюся систему внебюджетных фондов и т.д.
Таким образом, с помощью разделения властей Россия, строящая правовое государство, пытается самоорганизоваться и функционировать правовым способом. На примере финансового контроля видно, что государственные органы призваны действовать в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. В принципе это должно завершаться установлением взаимного контроля, сбалансированности, равновесия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Понятно, что каждая из перечисленных служб контролирует лишь свои локальные участки финансовой деятельности любой проверяемой хозяйственной системы. Понятно и то, что аудиторы не могут и не вправе подменять каждую из указанных служб, у аудиторов своя собственная функция – функция засвидетельствования. Нельзя сказать, что в России уже действует выверенная и эффективная система финансового контроля. Нет даже закона о нем. Да и сами действия, реальные программы работы перечисленных выше государственных служб зачастую разрозненны; имеют место параллелизм, несогласованность и дублирование.
Установление правовых основ аудита к середине 90-х гг. на основе Указа Президента (1993 г.) и Временных правил – важный шаг в удовлетворении потребностей широких слоев населения и юридических лиц, выступающих в качестве инвесторов (акционеров, держателей ценных бумаг и т.д.) для снижения их риска и более эффективного использования свободных капиталов. Эта проблема была и остается весьма сложной, и разработке ее различных аспектов посвятили свои публикации многие авторы. Например, приведем официальное, опубликованное мнение Аудиторской палаты Санкт-Петербурга, высказанное ее президентом Я. В. Соколовым в соавторстве с такими учеными, как В.В. Скобара и О.Л. Островская: «Необходимость законодательного регулирования аудиторской деятельности очевидна, так как в настоящее время действуют нормативные акты, обязывающие организации проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности, и отсутствует закон, определяющий и регламентирующий аудиторскую деятельность как таковую. Временные правила достаточно полно и хорошо раскрывают содержание понятия «аудит», однако применение их на практике выявило как положительные, так и отрицательные стороны. При подготовке закона эти выводы безусловно должны быть учтены».1
В России рубежа 80-90-х гг., как и давно на Западе, на отдельных локальных участках и срезах экономики иногда возникают определенные разногласия в том, как понимают свою функцию аудиторы, и том, как видят эту функцию их клиенты – проверяемые экономические субъекты, а также пользователи бухгалтерской отчетности (в частности, акционеры, налоговые органы и др.). Довольно часто и клиенты, и третьи лица ожидают, что аудитор, придя на предприятие, должен продемонстрировать свое умение превращать воду в вино. Нередко эти ожидания имеют в своей основе и саму сумму аудиторского вознаграждения, которая кажется его клиенту довольно высокой.
Эту ситуацию можно проиллюстрировать данными из недавнего исследования Ли Сейдлера (Lee Seidler) из Нью-йоркского университета. Он показал, что одна из крупнейших в США аудиторских фирм «Артур Андерсен» (Arthur Andersen, входит в «большую пятерку») опубликовала в своем собственном отчете сведения о том, что 6,6% от объема ее реализации было получено от 5 клиентов со средним аудиторским вознаграждением от каждого по 34 млн долл. При этом на проведение каждого из этих аудитов было затрачено по 128 тыс. часов рабочего времени, что равноценно работе 95 профессионалов в течение года. А по результатам работы опубликовано аудиторское заключение объемом не более 175 слов, без иллюстраций и картинок. И если клиенты (а с ними и данный исследователь Ли Сейдлер) игнорируют колоссальную ответственность аудиторов за те самые 175 слов в аудиторском заключении, то они действительно вправе утверждать, что подобные ситуации абсолютно немыслимы ни в одной другой области исследований с подготовкой заключительного доклада.2
В дальнейшем, по мере развития рыночных отношений в России, указанные и подобные разногласия в понимании сущности работ, выполняемых аудиторами, а также принципов оплаты этих работ, могут расширяться. Поэтому разработка организационно-юридических и экономических основ аудита должна осуществляться и совершенствоваться с учетом объективных расхождений в ожиданиях аудиторов и их клиентов, а также пользователей аудиторских заключений, рис. 1.1
Разногласия в понимании функции аудиторов бывают не только у аудиторов с их клиентами. В ряде случаев (особенно при судебных и внесудебных разбирательствах) эти разногласия, пока более характерные для Запада, нежели для нашей страны, достигают внимания третьих лиц, а также широкой общественности.
Выполняя функцию засвидетельствования, аудиторы видят свою задачу в своевременном сборе достаточно релевантных и надежных свидетельств (доказательств), которые дали бы возможность сформировать их мнение о верности и объективности бухгалтерской отчетности. Следовательно, аудиторы должны рассматривать и действительно рассматривают многие обстоятельства как побочные, не вытекающие прямо из их обязанностей, а также из сущности полученного задания.
Например, выявленные злоупотребления (и персонала, и администрации проверяемой хозяйственной системы) аудиторы чаще всего также считают побочным продуктом своей работы. Между тем наша традиционная мелкотоварность, с которой чрезвычайно трудно бороться, тоже является злоупотреблением; однако она везде реально существовала все 75 лет советской власти (сбыт дефицита из-под прилавка или с базы, «шабашники» и «цеховики» различного профиля, «левые» товарно-материальные ценности и т.д.), и никто не вправе требовать от аудитора поголовного разоблачения замешанных в подобных делах сотрудников любой хозяйственной системы.
При обычном аудите завершенной бухгалтерской отчетности аудиторы призваны выполнять и эту работу, если злоупотребления персонала или администрации настолько значимы, что бухгалтерская отчетность в целом не может быть оценена как адекватно отражающая реальное состояние дел у проверяемого экономического субъекта. Но во всех других случаях они не разрабатывают и не обязаны разрабатывать особые аудиторские тесты со специальной целью обнаружения ошибок и злоупотреблений (как показано в конце первой главы, это дело скорее ревизора, нежели аудитора).
Однако у составителей и пользователей бухгалтерской отчетности может быть (и нередко бывает) несколько иной взгляд на то, каковыми должны быть услуги в ходе аудита (общего аудита, аудита банков, фондов, страховых компаний и т.д.). Например, поскольку аудиторы претендуют на мастерство и получение высоких гонораров, составители и пользователи бухгалтерской отчетности могут во всех случаях ожидать от проверяющих эффективности в раскрытии и выявлении не только огромных, существенных, но и мелких злоупотреблении, буквально всех без исключения искажений отчетности и других аномалии. Но отечественная и зарубежная практика показывает, что аудитор не всегда оказывается эффективным в этих областях.
Далее, составители и пользователи отчетности нередко утверждают, что аудиторы должны разрабатывать такие тесты, чтобы в них как можно больше внимания отводилось, например, полноте и своевременности уплаты налогов (требование налоговых инспекторов) или выявлению злоупотреблений (требование налоговой полиции) и т.д. При обычном аудите для подтверждения баланса аудитор должен в определенной мере рассматривать и эти аспекты деятельности персонала и администрации экономического субъекта, но все же он всегда ограничен во времени, а потому вынужден довольствоваться результатами выборки с распространением выявленных погрешностей на всю генеральную совокупность. А гарантировать абсолютную полноту уплаты налогов или выявление любых мыслимых злоупотреблений при этом невозможно.
Так, среди «большой пятерки» только исполнительный директор американского отделения «KPMG Peat Marwick» соглашается, что ответственность за раскрытие наиболее крупных злоупотреблений должна входить в задачу аудиторов и они должны нести ответственность за необнаруженно подобных фактов. Остальные руководители как крупных, так и мелких аудиторских фирм (а также их многочисленный персонал) предпочитают в данном вопросе придерживаться мнения судей, высказанного еще в XIX в.: «Аудиторы – это сторожевые псы, поставленные над администрацией компании. Но отнюдь не гончие собаки, которые стремятся ее догнать и взять за горло».
Другое дело, если администрация проверяемой хозяйственной системы поставила перед аудиторами задачу выявления фактов и последствий возможных злоупотреблений. Например, администрация крупной базы техобслуживания автомобилей попросила аудиторов проверить правильность ведения розничной торговли в двух несамостоятельных коммерческих ларьках, расположенных на ее территории. (Это именуется услугами аудиторов по согласованным с клиентом процедурам.) Для выполнения такого задания, безусловно, проверяющие должны разработать особые аудиторские тесты и процедуры, воспользоваться методическими приемами контроля, такими, как внезапная инвентаризация товаров и кассы, восстановление количественно-суммового учета, встречные проверки по отдельным вызывающим сомнение документам и т.д.
Для сближения позиций аудиторов и их клиентов, для достижения более полного взаимопонимания между ними, а также для решения других актуальных задач становления аудита назрела необходимость осуществления ряда специальных мер.
1. Определенные организационно-властные изменения, например, такие, при которых аудитора назначает независимая организация, и др.
2.Изменение целей аудиторской проверки, среди которых, в частности, могут быть:
а) выработка мнения не только на основе осуществленных проверок, но и на основе прогнозных оценок;
б) более активная работа в выявлении злоупотреблений и др.
3. Разъяснительная работа среди клиентов, а также среди широких кругов пользователей бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений:
а) о сущности аудиторского заключения и ответственности аудиторов перед акционерами;
б) о подготовке бухгалтерской отчетности именно администрацией, а не аудиторами (разграничение ответственности аудиторов и администрации);
в) об исследованиях и проверках бухгалтерской отчетности как основной работы аудиторов;
г) о содержании формулировок по поводу представления беспристрастно и правдиво составленной бухгалтерской отчетности;
д) о том, что в заключении только выражается мнение, хотя это и мнение специалиста высокой квалификации (способного на профессиональные суждения);
е) о выборочном характере осуществленных проверок финансово-хозяйственных операций;
ж) о необходимости неукоснительного соблюдения аудиторских стандартов;
з) о том, что аудитор вправе лишь давать оценку исправлений в бухгалтерской отчетности, которые осуществляет администрация;
и) об исключительно рекомендательном характере предложений аудиторов и др.
1 Правила (стандарты) аудиторской деятельности: Официальное издание // Сост. И комментарий Ю.А. Данилевского. М., 1997
1 Экономика и жизнь. 1995. №33. С.20
2 Терехов А.А. Аудит. М., 2000. С. 117
1 Терехов А.А. Указ. соч. С. 117
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!