Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Аудит расчетов»

/ Аудит
Конспект, 

Оглавление

Глава 1. Аудит расчетов в подотчетными лицами

 

1.1. Источники информации для проверки 

 

Подотчетными суммами называются денежные авансы, вы­даваемые работникам предприятия из кассы на мелкие админи­стративно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма раз­нообразны: 

q           приобретение запасных частей, материалов, канцелярских товаров, топлива за наличный расчет; 

q           оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; 

q           расходы на командировки по территории РФ и за границу; 

q           представительские расходы.

Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денеж­ных средств из кассы предприятия или непосредственно из бан­ка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Сами операции довольно однообразны, а методы и процедуры проверки просты.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными липами, с одной стороны, достаточно узок – это авансовые от­четы, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщи­ками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разде­лам учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, яв­ляются:

q           авансовые отчеты;

q           журнал регистрации авансовых отчетов;

q           приказы о направлении сотрудников в командировку;

q           список лиц, которым разрешено получение наличных де­нег из кассы;

q           сметы представительских расходов;

q           приказы об утверждении смет представительских расходов.

Многочисленные и разнообразные операции по расчетам с подотчетными лицами находят отражение в следующих регист­рах синтетического учета и отчетности:

q           баланс предприятия (ф. №1) (стр. баланса 236 – прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, и стр. 628 – прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

q           отчет о движении денежных средств (ф. №4);

q           Главная книга;

q           журнал-ордер №7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры ана­литического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы сче­товодства.

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывает­ся сформированным план проведения проверки расчетов с под­отчетными лицами и намечен состав процедур.

При проверке расчетов с подотчетными лицами применяют­ся практически все методы получения аудиторских доказа­тельств, но к различным объектам контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.

 

1.2. Перечень аудиторских процедур

 

Для выявления каждого из возможных нарушений или зло­употреблений разработан определенный набор контрольных процедур.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который вы­даны деньги, или со дня возвращения из командировки предъя­вить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных сум­мах и произвести по ним окончательный расчет.

Проверка своевременности расчетов сотрудников предпри­ятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, осуществляется в рамках аудита кассовых операций (см. процедуры «Касса 2.2.1» и «Касса 2.2.2» аудита кассовых операций). Если при проведении проверки предпри­ятия установлено, что подотчетные суммы числятся за полу­чившими их работниками продолжительное время, в том числе по истечении трех дней после установленного срока, следует   провести проверку использования подотчетных сумм, получить письменное объяснение от соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход этого подотчетного лица.

При установлении фактов списания задолженности подот­четных лиц без представления соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, подот­четные суммы, необоснованно списанные с работников без удержания из заработной платы, на основании статей 2 и 7 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физи­ческих лиц» подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход этих работников того календарного года, в котором суммы были ими получены.

Основные контрольные процедуры:

q           «Подотчет 1.1.1» – проверка соответствия лиц, получаю­щих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия;

q           «Подотчет 1.1.2» – проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полу­ченным авансам;

q           «Подотчет 1.1.3» – проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

q           «Подотчет 1.1.4» – проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия;

q           «Подотчет 1.1.5» – проверка правильности списания под­отчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.

В случае, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чис­той прибыли предприятия, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно су­ществует, во-вторых, что с подотчетной суммы удержан подо­ходный налог в соответствующем размере и, в-третьих, если решение о списании принято после 1 января 1996 г., то на эту выплату следует начислить взносы в Пенсионный фонд РФ и удержать 1% взносов в Пенсионный Фонд РФ согласно ст. 1 Закона РФ №207-ФЗ от 21.12.95;

q          «Подотчет 2.1.1» – проверка полноты оправдательных до­кументов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.

Все приложения к авансовым отчетам во избежание их по­вторного использования должны быть погашены.

Проверка соблюдения порядка гашения первичных докумен­тов проводится в рамках аудита кассовых операций;

q          «Подотчет 2.1.2» – проверка наличия приказов о направ­лении работников в командировку;

q          «Подотчет 2.1.3» – проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке;

q          «Подотчет 2.1.4» – проверка правильности возмещения командировочных расходов.

q          «Подотчет 2.1.5» – проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм;

q          «Подотчет 2.2.1» – проверка удержания подоходного на­лога с сумм превышения командировочных расходов сверх уста­новленных норм.

При оплате работникам расходов на краткосрочные коман­дировки как внутри страны, так и за ее пределы в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм, уста­новленных законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на про­езд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэро­дром или вокзал в местах отправления, назначения или переса­док (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению заграничного паспорта и виз, прописке заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную валюту;

q           «Подотчет 2.2.2» – проверка правильности выделения на­лога на добавленную стоимость в сумме командировочных расходов. Суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, затраты за пользование в поездах постельными принад­лежностями, расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на до­бавленную стоимость.

Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расходам, относимым на себестоимость продукции (работ, ус­луг) в пределах норм, установленных законодательством, подле­жат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы – налог возмещению из бюджета не подлежит, а отно­сится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организа­ций (предприятий);

q           «Подотчет 3.1.1» – проверка правильности отражения в учете налога на добавленную стоимость по приобретенным под­отчетными лицами материальным ценностям в розничной тор­говой сети и у населения.

q           Суммы налога на добавленную стоимость по материальным ценностям (работам, услугам), приобретенным для производст­венных нужд у организаций розничной торговли и у населения, к зачету у предприятия-покупателя не принимаются и расчет­ным путем не выделяются;

q           «Подотчет 3.1.2» – проверка правильности отражения в учете сумм налога на добавленную стоимость от стоимости ма­териальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.

При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет (только в пределах лимитов, установленных Указом ЦБ России №375-У от 07.10.98 «Об установлении предельного размера расчетов налич­ными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» – для организаций и предприятий потребительской кооперации) у организаций-изготовителя (предприятия-изгото­вителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающейся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой налог на добавленную стоимость отражается по дебету сч. 19 и исчисля­ется в общеустановленном порядке.

На многих предприятиях независимо от того, у какой орга­низации приобретены материальные ценности, только на осно­вании того, что они приобретены за наличный расчет, налог на добавленную стоимость не выделяется и вместе со стоимостью материальных ценностей списывается на издержки производст­ва, что приводит к их завышению и соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.

Процедура проверки соблюдения проверяемым предприяти­ем лимита расчетов между юридическими лицами проводится в рамках процедур проверки кассовых операций (см. процедуру «Касса 5.1.1» аудита кассовых операций);

q           «Подотчет 4.1.1» – проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам.

К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или дру­гого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зре­лищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время пе­реговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Представительские расходы в себестоимость продукции (ра­бот, услуг) включаются в пределах смет, утвержденных руково­дителем предприятия определенной категории предприятия, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон;

q           «Подотчет 4.1.2» – проверка правильности ведения ана­литического учета представительских расходов в пределах и сверх норм;

q           «Подотчет 5.1.1» – проверка правильности выведения ос­татков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами.

Задолженность подотчетных лиц предприятию и предпри­ятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах уче­та развернуто;

q           «Подотчет 6.1.1» – проверка соответствия записей в аван­совых отчетах и журнале-ордере №7 «Расчеты с подотчетными лицами».


Глава 2. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

2.1. Цель проверки, источники информации и организация внутреннего контроля

 

Основная цель проверки – установить правильность веде­ния расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные рабо­ты и оказанные услуги. В соответствии с основной целью ауди­тору необходимо проверить наличие договоров на поставку про­дукции и правильность их оформления. При наличии дебитор­ской задолженности необходимо установить дату ее возникно­вения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давно­сти. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих по­ставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы спи­сывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по сч. 60 на первое число соответствующего квартала.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, ес­ли применяется журнально-ордерная форма учета, аналитиче­ский и синтетический учет по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», используется журнал-ордер №6, а при веде­нии учета на персональных компьютерах эти данные отражают­ся в ведомостях синтетического и аналитического учета.

Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предна­значен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, поэтому аналитический учет должен вестись по каждому поставщику или подрядчику.

Основные источники для проверки:

q           договоры на поставку товарно-материальных ценностей;

q           договоры на оказание услуг;

q           журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;

q           журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

q           счета-фактуры поставщиков ТМЦ.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками прежде всего необходимо установить качество состояния внут­реннего контроля и учета таких расчетов. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устно­му) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальней­шее направление проверки. Преимущественно проверяют виды работ, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней служ­бой предприятия).

По данным тестирования можно определить уровень органи­зации внутреннего контроля за операциями по расчету с по­ставщиками и общее состояние учета этих операций. По окончании опроса аудитор проводит анализ результатов и принимает соответствующие решения. Если по результатам опроса аудитор выявил расхождения в ответах опрашиваемых, это может свидетельствовать о плохой постановке контроля и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Кроме этого, признаками плохой организации внутреннего контроля и учета могут стать:

q           отсутствие договоров на поставку ТМЦ, договоров подря­да и договоров на оказание услуг;

q           отсутствие отчетов за выданные доверенности на получе­ние ТМЦ;

q           отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщи­ков;

q           несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;

q           несвоевременное отражение операций по расчетам в реги­страх бухгалтерского учета;

q           невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;

q           отсутствие разработанных корреспонденции счетов по ти­повым операциям.

Результаты анализа аудитор использует для составления программы проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

2.2. Программа проверки

 

          Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется раз­личными вариантами отражения в учете операций в зависимо­сти от условии договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридиче­ского статуса контрагента и его права заниматься определенны­ми видами деятельности.

          Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основные: договор купли-продажи и договор поставки; договор мены; договор дарения; договор подряда. Ка­ждый из этих договоров обладает своими особенностями, пре­имуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемых хозяйственных договоров и особенно анализа до­говоров с точки зрения налогообложения в ходе аудита очень велика.

          Следующим этапом при проведении аудита расчетов, с по­ставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно про­водить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку – расшиф­ровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.

          Значительная часть предприятии, как правило, пренебрегает проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и под­рядчиками, что нарушает Методические указания по инвентари­зации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные ру­ководством организации, должна осуществляться инвентариза­ция расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентариза­ции устанавливаются сроки возникновения задолженности, ре­альность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, пра­вильность и обоснованность числящихся по балансу сумм деби­торской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

          Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно ис­пользовать следующий этап проверки – получение подтвержде­ния от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остат­ках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, про­ставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвра­щается аудитору.

          Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформле­ны актом. В акте следует перечислить наименование проинвен­таризованных счетов и указать суммы выявленной несогласо­ванной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадеж­ных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

          По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задол­женности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

          По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, винов­ные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведе­ние инвентаризации самим аудитором дает возможность сосре­доточить внимание на проверке тех расчетов, по которым уста­новлены расхождения.

          Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: акцепт­ной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в по­рядке плановых платежей; последующей, чеками; в порядке за­чета взаимных требований; с использованием векселей.

          Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Приступая к про­верке, аудитору немаловажно знать, какая система расчетов применяется на предприятии клиента.

          Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.

          Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.


Глава 3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

 

3.1. Цели проверки, источники информации и основные комплексы задач

 

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предпри­ятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.

Источниками информации являются документы по зачисле­нию, увольнению и переводу работников предприятия, первич­ные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разрабо­танные НИПИстатинформом Госкомстата России. Ведение пер­вичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1), личная карточ­ка (ф. №Т-2), учетная карточка научного работника (ф. №Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8).

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использова­ния рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. №Т-49), расчетная ведо­мость (ф. №Т-53), лицевой счет (ф. №Т-54).

Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по сч. 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера №8 и №10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. №1).

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие:

q           соблюдение  положений  законодательства  о  труде,  со­стояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

q           учет  и  контроль выработки  и  начисления  заработной штаты рабочим-сдельщикам;

q           учет и начисление повременных и прочих видов оплат;

q           расчеты  удержаний   из   заработной   платы   физических лиц;

q           аналитический учет по работающим (по видам начисле­ний и удержаний);

q           сводные расчеты по заработной плате;

q           расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;

q           расчеты по депонированной заработной плате.

Представленные комплексы задач охватывают типовые учет­ные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказа­тельств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач.

3.2. Методика проверки основных комплексов работ

 

Проверка соблюдения положений законодательства о труде, состояния внутреннего учета и контроля по трудовым отношениям. Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществ­ляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени со­трудников, построение системы оплаты труда и др.

Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников пред­приятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий кон­тракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.

Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета ис­пользования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. №Т-12). По этому документу можно проверить все необходи­мые данные по каждому работающему (дни отпуска, время на­хождения в командировке, дни болезни и др.).

Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказа­тельств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и рас­поряжениями.

Проверка организации учета и контроля выработки и начисле­ния заработной платы рабочим-сдельщикам. Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, нали­чие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итого­вых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Це­лесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым до­кументам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно про­верить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.

При проверке применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).

Проверка расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат. В этом комплексе аудитор проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработ­ку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат. Проверка начисленной повременной опла­ты для работающих с установленным окладом ведется по фор­муле:

где СЗП – сумма начисленной заработной платы,

СОКЛ – оклад работающего,

tp – отработанное время в месяц по графику рабочего времени (в часах),

tф – месячный фонд рабочего времени (в часах).

Начисленная повременная оплата для работников с оплатой согласно установленным разряду и тарифу проверяется по фор­муле:

где Ti – тариф i-разряда (i = 1, 2, ..., 7).

При несовпадении полученных аудитором данных с бухгал­терскими записями необходимо установить причину расхожде­ния, и, если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, то делаются соответствующие замечания в отчете аудитора. Бухгалтер-расчетчик должен произвести ис­правления и отразить их в соответствующих документах.

При расчете начислений, которые рассчитываются с исполь­зованием среднего заработка, прежде всего необходимо устано­вить, правильно ли определен средний заработок, а затем про­верить правильность выполненных начислений по соответст­вующим видам оплат.

Аудитор также проверяет правильность начислений по про­чим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в празднич­ные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика про­верки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-расчетчик вно­сит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.

Проверка расчетов удержаний из заработной платы с физиче­ских лиц. К основным видам удержаний относятся: подоходный налог, взносы в пенсионный фонд, удержания по исполнитель­ным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные дан­ные (льготы по подоходному налогу, размер удержаний по ис­полнительным листам и др.), затем установить соответствие ал­горитма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.

При проверке правильности исчисления подоходного налога аудитор руководствуется Законом о подоходном налоге. Необхо­димо уточнить величину льгот, статус работника (штатный или совместитель), величину налогооблагаемой базы, проверить пра­вильность расчета подоходного налога.

Доходы, полученные физическими лицами в СКВ, для целей налогообложения подоходным налогом учитываются по курсу Центрального банка России, действующему на дату получения дохода.

Удержания по пенсионному фонду с физических лиц состав­ляют 1% общей суммы дохода. Проверка этого не составляет трудности.

Удержания по исполнительным, листам проверяют, пользуясь соответствующей формулой расчета. Расчет удержаний по ис­полнительному листу (на детей) выполняют по формуле:

Суд – сумма удержании на содержание детей,

Снач – общая сумма начислений по работающему за месяц,

Сп.н – сумма подоходного налога, удержанного с начисленной за месяц суммы,

N – процент удержаний.

Проверка других видов удержаний не представляет сложно­сти. Так, при проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При проверке погашения ссуд, выданных ра­ботникам, устанавливают сроки и внесенные суммы, сумму удержанного подоходного налога за пользование ссудой.

Проверка ведения аналитического учета по работающим. Ана­литический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по всем видам заработной пла­ты, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.).

Для этой цели необходимые данные накапливаются в лице­вых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.

Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, и обра­тить внимание на сохранность этой информации и формирова­ние на каждого работающего совокупного годового дохода. По­мимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, возна­граждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в рай­онах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в от­даленных районах Дальнего Востока, стоимость бесплатно пре­доставляемого питания и продуктов, единовременные вознагра­ждения за выслугу лет и др.

Проверка сводных расчетов по оплате труда. Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных по сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров №10 и 10/1, а дебетовые данные по сч. 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров №1 «Касса», №2 «Расчетный счет», №8 – по счетам учета расчетов с бюд­жетом, депонентами и др.

При автоматизированной форме учета контролю подверга­ются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (сч. 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны пока­зателям баланса ф. №1 по ст. «Расчеты с кредиторами по опла­те труда» и «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» раздела VI пассива и по ст. «Расчеты с прочими дебитора­ми» раздела II актива (в части долгов за работающими и орга­нами страхования).

Для контроля расчетов по оплате труда используются сле­дующие документы: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомо­сти, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.

Прежде всего необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по отнесению начисленной заработной платы на со­ответствующие счета.

Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себе­стоимость продукции,  относятся  в дебет  сч.   20,   23,   25,   26 (производственные затраты), 29 (на расходы непромышленных производств и хозяйств), 08 (капитального строительства). За­траты, относящиеся за счет остающейся в распоряжении пред­приятия прибыли, относятся на сч. 88, за счет нераспределен ной   прибыли   прошлых  лет   и   отчетного   года      на   сч.   8 (соответствующий субсчет).

Проверка налогооблагаемой базы, налогов и платежей в бюд­жет и внебюджетные фонды. Помимо контроля расчетов по оп­лате труда необходимо проверить правильность расчетов по на­числению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фон­ды. С этой целью уточняют базу налогообложения для опреде­ления налогов и платежей, перечисляемых в бюджет (на нужды образования) и внебюджетные фонды (сч. 69): по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхо­ванию, по фонду занятости.

Для проверки правильности формирования базы налогооб­ложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ №89 от 10.07.95 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» и инструкциями соответствующих вне­бюджетных фондов.

Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по сч. 76, суб­счет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, ве­лись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработ­ной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!