Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Возникновение и развитие антропологии»

/ Антропология
Конспект, 

Оглавление

В истории, становления антропологии можно выделить несколько основных этапов ее предыстории и развития как официальной академической науки [5]: 

первоначальные натурфилософские представления о природе и происхождении человека (от самых древних – IV, III вв. до н.э. до XIV в.); 

расширение, накопление и систематизация антропологических знаний, полученных из трех источников: медицины, географических исследований, искусства (XVXVIII вв.);

создание антропологии как официальной научной дисциплины (конец XIX в.);

современный период развития антропологии (XX в.).

Первоначальные сведения о природе человека. Этот период охватывает доисторические эпохи, древний мир и Средневековье. Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, волновал человечество с древности. Еще древние греки находили остатки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это остатки гигантов, которые осмелились сразиться с богами и были повергнуты. Император Август (14 г. до н.э.) имел при своем дворце палеонтологический музей. Античные философы пытались понять, как произошли люди. Анаксимандр (610–546 гг. до н.э.) писал, что человек появился на Земле под воздействием солнечных лучей, в полужидком иле сначала зародились рыбообразные существа, которые, научившись поддерживать жизнь на суше, покинули воду и превратились в людей. Демокрит (470–380 гг. до н.э.) и Эмпедокл (490–430 гг. до н.э.) излагают идеи эволюционного превращения человека от его животных предков. Античные философы пытались понять, в чем главное отличие человека от животных. Анаксагор (500–428 гг. до н.э.) и Сократ (469–390 гг. до н.э.) считали, что человек обязан своим высоким положением наличию руки. Исократ (436–338 гг. до н.э.) придавал большое значение речи у человека.

Синтез натурфилософии и учения о человеке осуществил Аристотель (384–322 до н.э.). В своих трудах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О душе» Аристотель закладывает основы изучения животных и человека. Он рассматривает функциональную роль частей тела, классифицирует их, ему принадлежит идея «лестницы существ», на которой животные занимали определенные ступени согласно сложности их организации. Аристотель считает, что человек – вершина совершенствования природы. «Не потому развился ум, что у него [человека] рука, а потому и дана природой рука, что есть разум». Всех животных Аристотель классифицирует на животных бескровных и животных с кровью. Он впервые описывает три формы обезьян – тапекос (обезьяны без хвоста, по-видимому, макаки магот), кииокефаяос (собакоголовые – павианы) и кебос (обезьяны с хвостом – мартышки, мангобеи). Аристотель первый заговорил о сходстве человека с обезьяной, считая их промежуточным звеном между животными и человеком. Он приводит сопоставление сходства у них лица, ушей, ноздрей, ресниц, зубов, сосков, рук. «Хотя обезьяна менее красива, чем лошадь, она больше похожа на человека» [1]. Своеобразие человека Аристотель видел в двуногости, большом мозге, членораздельной речи, уплощенной груди, неподвижной ушной раковине, строении плеча, бедра, окраске глаз. Ученик Платона, Аристотель – «отец всех наук» – тем не менее был далек от эволюционистских воззрений на происхождение человека, которые мы находим у Анаксимандра, Демокрита и других ученых. Во внешнем сходстве организмов Аристотель видел лишь вариации одной первоначальной формы.

Уже в начале нашей эры знаменитый древнеримский ученый и философ Плиний Старший собрал сведения о приматах и отметил, что «все породы обезьян среди других животных наиболее близки человеку».

Он описывает некоторые черты в поведении обезьян – ловкость, способность к подражанию, забота о детенышах. Философия была не единственной сферой антропологических обобщений. Другим важным источником, из которого черпала знания антропология, была медицина. Анатомирование животных и человека, изучение их болезней содействовали росту знаний о человеке. Один из величайших врачей древности – Гиппократ (460–356 гг. до н.э.) – изучал влияние климата на организм; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках организма, преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови – для сангвиника, желтой желчи – для холерика, черной желчи – для меланхолика, слизи – для флегматика. Это учение связано с натурфилософией: милетская школа в учении о четырех мировых стихиях роднит огонь с кровью, воздух со слизью, воду с желтой желчью, землю с черной желчью.

Знаменитый римский ученый, врач, анатом Клавдий Гален (131–201 гг. н.э.) анатомировал не только трупы людей, но и обезьян, так как вскрывать трупы людей было запрещено. Гален дал обширные сведения по анатомии человека. Его труд «О назначении частей человеческого тела» фиксирует большое анатомическое сходство обезьян и людей. Гален, как и Аристотель, считает, что человек разумен не потому, что у него есть руки, а природа потому и дала ему руки, что он разумен. Однако Гален, описывая анатомию человека, допустил более 200 ошибок, например, он не знал о существовании мышцы, противопоставляющей большой палец, дал неправильное описание руки, некоторых нервов, внутренних органов. Эти ошибки могли возникнуть именно из-за вскрытия обезьян. Тем не менее работы Галена оставили глубокий след в анатомии и медицине. Именно Гален считал обезьян «смешными копиями» людей.

В средние века христианство в течение полутора тысячелетий не допускало иного толкования появления человека на земле, кроме как библейского рассказа о создании Богом Адама и Евы. Людей, осмелившихся думать иначе, предавали казни. Так казнили некоего еретика Ванани, считавшего, что были люди и до Адама. Древнейшие каменные наконечники, которые находили в земле, считали орудием ведьм. Ранее существовало представление, что это бог Зевс кидает их на землю. Такие наконечники называли «громовники». Тем не менее путешествия давали новые материалы для знакомства с народами Восточной Европы и Азии. Так, путешествие Марко Поло расширило знакомство европейцев с восточными народами. Афанасий Никитин в XV в. совершил продолжительное путешествие по странам Индии и Востока. Ему принадлежит одно из самых ранних описаний стадной жизни обезьян во главе с вожаком. Никитин называет их «облезиана» (от арабского «абу зина» – отец блуда), на Востоке их считали грязными похотливыми животными, а в Индии и Египте – священными [5].

Расширение, накопление и систематизация антропологических знаний. Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму церковной догматики Средневековья восхищение человеком, его физической и духовной мощью. Чтобы составить представление о том, с каким восторгом отзывались о человеческом теле, достаточно привести слова скульптора Бенвенуто Челлини своему ученику: «Ты заставишь своего ученика срисовать эти великолепные бедренные кости. Когда ты нарисуешь и хорошо закрепишь эти кости в своей памяти, то начнешь рисовать ту, которая помещается между двух ребер, она прекрасна и называется крестец. Затем ты будешь изучать спинной хребет, который называют позвоночным столбом. Он опирается на крестец и составлен из 24 позвонков... Тебе доставит удовольствие рисовать эти кости, ибо они великолепны» [5].

Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Леонардо да Винчи сравнивал строение мышц и иннервации их у человека и животных – лошади, обезьяны, медведя, птицы. Человек, согласно Леонардо, – это первое животное среди всего живого. Он изучал строение стопы, кисти у ряда животных и человека. Реформатором анатомии был Везалий (XVI в.). Его труд «Фабрика человеческого тела» составлен на основе тщательного изучения тела человека. Большой вклад он внес в изучение черепа, указал на вариации черепов у народов Европы, обратил внимание на патологии и деформации черепа. Известны имена анатомов Фаллопия, Евстахия, Фабриция, описавших ряд внутренних органов.

Со времени великих географических открытий – в 1492 г. Христофор Колумб предпринял первое путешествие к берегам Америки, в 1497 г. Васко да Гама отыскал морской путь из Европы в Индию, в 1519 г. Магеллан совершил кругосветное путешествие – появились новые сведения об аборигенах, их облике и образе жизни. Так, Колумб описал местное население Америки – индейцев, а также широконосых обезьян, составляющих 1/3 отряда приматов.

Накапливаются знания и о человекообразных обезьянах. В 1559 г. англичанин Эндрю Баптиль попал в плен к португальцам, после чего оказался в Анголе. Там он видел «чудовищ», обычных для этих лесов. Самое большое из них на местном языке называется «понго». Вероятно, он имел в виду шимпанзе и гориллу. Впоследствии этим названием обозначили целое семейство человекообразных обезьян – понгиды. Первым научным, хотя и не совсем точным, стало описание шимпанзе голландским анатомом Николасом Тульпом «Об индийском сатире, он же Orangutan, что означало лесной человек» (1641). Но это, судя по описанию, был не орангутанг, а шимпанзе, место отлова – в Африке. Тульп находил у него много черт, сходных с человеком. В 1699 г. английский анатом Эдвард Тайсон написал труд по анатомии шимпанзе «Орангутанг или Homo sylvestris, или Анатомия пигмея в сравнении с анатомией обезьян и человека». В работе представлены 43 признака сходства человекообразных обезьян с человеком и 34 признака отличия [3]. Была высказана идея о промежуточном положении этого существа между человеком и животными: «Это не человек, но и не обычная обезьяна, а форма животного между обоими». К 40-м гг. XVIII в. были открыты горилла, орангутанг, шимпанзе и гиббон. Ж. Бюффон (1766) дал первое научное описание гиббона, употребил название «орангутан» – азиатской человекообразной обезьяны. Бюффон высоко оценивал уровень развития человекообразных обезьян и даже допускал возможность скрещивания между ними и аборигенами, признавая тем самым их значительное физическое сходство. Отличия он видел в сфере психики. Открытие гориллы в 1847 г. принадлежит миссионеру Т. Сэвиджу и анатому Д. Уаймену. Ж. Сент-Илер выделил гориллу в отдельный род. Были даны сравнительные измерения тел орангутанга, шимпанзе, гориллы, гиббона.

В 1551 г. появился компилятивный труд К. Геснера «История животных». Это были сведения по обезьянам от древних до поздних авторов. Были и весьма сомнительные изображения обезьян, например отвислая грудь и рука, опирающаяся на палку, с гривастой, как у павиана, головой и длинным, хвостом. Это изображение еще долго держалось в книгах как символ обезьяны.

В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу «Система природы» и в разработанной там классификации животного мира поместил человека в один отряд с полуобезьянами, обезьянами, летучими мышами. Он назвал отряд «приматы» – первые, князья животного мира. Человека он выделил в один род с видовым названием Homo sapiens nasee ie ipsum (человек разумный, познай себя самого). Линней описал все четыре расы.

Жан Батист Ламарк в «Философии зоологии» (1809) прямо объявил, что человек мог произойти от самой совершенной обезьяны типа шимпанзе под влиянием окружающих условий природы. Он выдвинул идею, что изменения в организме происходят вследствие упражнения или неупражнения органа. Исчезновение лесов заставило обезьян передвигаться по земле. Их ноги упражнялись в ходьбе и утрачивали хватательные функции, на ногах развивались икры, руки укоротились. Обезьяна приобретала прямую осанку и расселялась по земле. И тут же Ламарк добавляет – это было бы так, если бы человека не создал Бог. 19 июня 1830 г. в Париже состоялся публичный диспут эволюциониста Ж. Сент-Илера с Ж. Кювье, автором теории катастроф, которая являлась повторением библейского потопа. Сент-Илер потерпел поражение, несмотря на поддержку поэта Гёте, который обладал обширными познаниями во многих науках, в том числе и в биологии.

В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора». Хотя в ней специально не затрагивается вопрос о происхождении человека, становится ясно, что человек подводится под те же законы развития, которые лежат в основе эволюции животного мира. Дарвин показал сходство эмоций человека и человекообразных обезьян. Он посвятил обезьянам 5-ю главу своего произведения, привел особенности 25 видов обезьян, посвятил отдельную работу половому отбору у обезьян. Он предложил использовать обезьян как наиболее близких человеку животных для физиологических исследований. Под влиянием идей Дарвина вышла в свет книга Т. Гексли «О месте человека в природе» (1863), посвященная проблеме происхождения человека от обезьяноподобного предка. Гексли показал сходство человекоподобных обезьян с человеком, особенно гориллы и шимпанзе: «Какую бы часть животного организма мы ни избрали для сравнения, тот или другой ряд мышц, те или другие внутренности, результат остался бы все тот же: различие между низшими обезьянами и гориллой оказались бы все-таки значительней, чем между гориллой и человеком». Гексли особенно тщательно изучил конечности обезьян и показал отличия рук и ног, отбросил понятие «четверорукие», показал, что основные различия человека и обезьян кроются в строении мозга, таза и нижних конечностей. Следовательно, Линней был прав, поместив полуобезьян, обезьян и человека в один отряд. Их нельзя разделять на два отряда – четверорукие и двурукие – как это делал Бюффон [4].

Немецкий биолог Эрнст Геккель в сочинении «Естественная история мироздания» попытался построить родословное древо человека, впервые отметив существование в прошлом промежуточной формы, связывающей обезьяну и человека. Эта форма питекантроп – обезьяночеловек – пока неизвестна науке, поэтому ее можно назвать «недостающее звено».

Ничто теперь не могло остановить мощное развитие науки о человеке. «Человеку нечего стыдиться, что его предок обезьяна, я скорее стыдился бы происходить от человека суетного, болтливого, который вмешивается в научные вопросы, о которых не имеет никакого представления», – сказал Гексли на диспуте с епископом Вильбельфорским [1].

Становление антропологии как официальной науки. В XIX в. антропология начинает складываться как наука. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока – один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии – Лондонское антропологическое общество – был создан в 1863 г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Далее появляются антропологические общества в Германии и Италии. Все они занимались вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией, был разработан географический метод изучения признаков. Появились разнообразные шкалы цвета глаз, волос, формы волос, губ, балльные системы их оценок. Брока разработал методику измерений человеческого тела и составил таблицы вариаций признаков. Развивались количественные математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина – главного события этого века – ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.

Таким образом, антропология – наука очень древняя, так как первые сведения о сущности человека, представления о его возникновении и развитии появились еще до нашей эры в трудах натурфилософов. И в то же время это наука молодая, интенсивно развивающаяся, как официальная академическая дисциплина она возникла только в конце XIX в.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!